Um7.ru

Аренда стройтехники
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теплоход Александр Суворов. Катастрофа. Последствия

Теплоход Александр Суворов. Катастрофа. Последствия

Заработок в интернете без вложений

«Александр Суворов» — пассажирский теплоход, относится к самым крупным советским речным пассажирским судам. 1983 год, 5 июня — вечером теплоход, который следовал по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, подошел к Ульяновску.

В 22.45 на полном ходу зашел под несудоходный 8 пролет Ульяновского моста, верхними палубными надстройками задев конструкцию. Как результат у теплохода была полностью снесена рубка, отсек, в котором находился кинозал, срезаны дымовые трубы. Это стало самой крупной катастрофой в истории отечественного речного флота, повлекшей за собой большие человеческие жертвы.

Характеристика

Корабль, который входил в серию из 9-ти единиц, было построен в 1981 году в городе Комарно (Чехословакия) на верфи «Словенске Лоденице» по проекту 92—016 (тип «Валериан Куйбышев»). Характеристики теплохода: длина – 135,8 м; ширина – 16,8 м; высота надводного борта – 5,05 м; осадка – 2,9 м; водоизмещение – 3935 т; Три дизеля мощностью по 1000 л.с.; Скорость 25 км/ч. Количество посадочных мест 336.

Ход событий

1981 год — теплоход «Александр Суворов» прибыл в Ростов-на-Дону и вошел в состав Волго-Донского речного пароходства. Судно принял капитан Владимир Вениаминович Клейменов. 1983 год — с началом навигации «Александр Суворов» ходил с туристами до Астрахани и по маршруту Ростов – Москва – Ростов. 1 июня — он отправился в очередной рейс на Москву.

На борту было 330 туристов, команда — 50 человек и 35 обслуживающего персонала. Во время рейса судно было перегружено, на его борту находились еще знакомые и родственники членов экипажа.

5 июня — теплоход пришёл в Куйбышев, в полдень он продолжил рейс и в 20:55 двигался в направлении Ульяновского моста, который имеет 15 пролетов общей длиной больше 2-х км.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-1

21:00 — большинство туристов собралось в кинозале. Помещение рассчитанное на 200 человек было переполнено. После 21:30 вахтенный штурман вышел на связь с диспетчерами Ульяновского порта и запросил габаритные размеры моста. Начинались сумерки, что затрудняло управление теплоходом, так как знаки судоходной обстановки уже, а огни – еще не видны.

Катастрофа

Произошла трагедия в 21:40 теплоход «Александр Суворов» врезался в ферму шестого несудоходного пролёта верхней частью надстройки на высоте 1 м от верхней палубы. За 15—20 сек. рубка, кинозал, козырьки дымовых труб, шлюпбалки были снесены.

Во время столкновения корабля с мостом к последнему подходил грузовой состав на скорости 70 км/час, массой 3300 тонн, из 53 вагонов. Увидев возникшее искривление рельсов, машинист предпринял экстренное торможение, однако 11 вагонов (включая цистерну с бензином) все равно сошли с рельсов.

На теплоходе вышла из строя система дистанционного управления главными двигателями, они остановились, по причине смятия выхлопных труб, однако судно продолжало двигаться по инерции еще примерно 300 м.

Капитан, был во время аварии у себя в каюте (он отдыхал, готовясь заступить на вахту с полуночи), услыхав скрежет, вскочил и побежал к рубке, однако сильный удар его выбросил за борт, он пролетев по воздуху 10 м, упал в воду. Судно ушло вперед, а Клейменов заметил невдалеке шлюпку, забрался в нее и смог спасти несколько оказавшихся в воде женщин-туристок.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-2

Спасательные работы

22:00 — в дежурную часть УВД Ульяновского горисполкома позвонил инспектор ГАИ с докладом о произошедшей аварии на мосту. Туда был направлен катер речной милиции, команда которого взяла на буксир 2 шлюпки с «Александра Суворова» и поднял из воды несколько туристов. Нескольких человек подобрал катер, который вышел с городской спасательной станции, получившей сигнал от железнодорожников.

Читайте так же:
Можно ли подключить ходовые огни к габаритам

К 22 часам к судну для оказания помощи подошел теплоход «Балтийский-48». В то время на аварийном корабле уже начали разбирать завалы, извлекать погибших и раненых, которым оказывалась первая помощь.

22:10 — второй штурман «Александра Суворова» по УКВ-связи доложил пассажирскому диспетчеру о произошедшей катастрофе. Теперь к аварийному теплоходу направились разные суда, началась эвакуация пострадавших и поиск людей на воде. Туристов, которые не получили травм, доставили в порт и разместили в гостиницах города. На поврежденном теплоходе «Александр Суворов» остались только члены экипажа.

Последствия катастрофы

Власти Ульяновска сообщили о произошедшем в Москву: в ЦК КПСС, прокуратуру, КГБ и Министерство речного флота РСФСР. 6 июня — утром буксиры отвели судно к противоположному от города берегу, а уже к вечеру на нем начала работать следственная комиссия. Спустя 3 дня теплоход отправили в затон Судостроительного судоремонтного завода имени 40-летия Октября.

В Москве создали Правительственную комиссию под председательством Г.А. Алиева, а Прокуратурой РСФСР была сформирована специальная следственная бригада. Для поиска частей теплохода «Александра Суворова» и тел погибших были привлечены спецсредства и водолазы Подводречстроя, а также две группы водолазов ВМФ (всего 70 водолазов). Работали круглосуточно, подъем частей корабля с глубины 22 м закончился 13 июня, а последнее тело нашли 24 июня. В катастрофе погибло 176 человека, из низ 13 умерли в больницах, а остальные – непосредственно на теплоходе или в воде.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-3

Расследование

Одним из основных вопросов для комиссии, было установление факта возможности прохода судов через шестой пролет моста. Для определения, как различаются пролеты с расстояния 3 км и меньше в период времени, когда произошла авария, было проведено 2 эксперимента. В ходе эксперимента выяснили, что пролеты моста различаются четко, и определить судоходный пролет не составляет труда. Но к экспериментам были привлечены суда меньших, чем «Александр Суворов», размеров (разница в высоте), наблюдение велось особо тщательно, да еще и не учитывали ухудшение ориентировки из-за городского освещения.

Причины трагедии (официально)

13 июня было утверждено заключение по расследованию причин аварии судоходной инспекции. В числе причин катастрофы назывались:

• Небрежное выполнение своих обязанностей первым штурманом Е. Митенковым;

• Халатное выполнение своих обязанностей вахтенным рулевым;

• Необеспечение капитаном надлежащего уровня исполнения своих обязанностей вахтенной службой;

• Отсутствие сигнальных огней на мосту;

• Сторожевая будка над шестым пролетом (будка издалека была похожа на обозначавший судоходный пролет сигнальный щит).

Комиссия между тем опрашивала экипаж, работников ресторана, туристов. В особенности интересовались: была ли на корабле во время трагедии пьянка с участием вахтенных судоводителей. Как выяснилось, они алкоголь не употребляли; не было обнаружено алкоголя в крови и у погибших вахтенного штурмана и рулевого.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-4

Потом следствие начало выяснять, как была организована служба, собиралась информация о личных и деловых качествах капитана, первого штурмана и рулевого. Никаких сведений, порочащих этих людей, не нашли. Допрошенный в больнице капитан тоже не смог объяснить, почему первый штурман повел теплоход не в тот пролет. Только второй штурман предположил, что вахтенные могли потерять ориентировку. Пришли к выводу, что непосредственными виновниками являются погибшие во время аварии вахтенный штурман и рулевой. А капитану вменили в вину систематическое нарушение служебных обязанностей, что в последствии привело к катастрофе.

Читайте так же:
Удельная электрическая проводимость алюминия

Заключение комиссии

Здесь не обошлось без казенных формулировок. В заключение Правительственной комиссии было сказано, что катастрофа произошла вследствие грубейших нарушений первым штурманом правил судовождения. Капитаном были нарушены требования нормативных документов в части организации службы на судах, он недолжным образом осуществлял руководство деятельностью командного состава судна. Комиссия указала и на недоработки служб, в ведении которых был Ульяновский мост: на ненадежную работу световой сигнализации, неоперативное устранение неисправностей, что могло поспособствовать неправильному выбору курса теплохода.

Капитан В. В. Клейменов свою вину признал частично, тем не менее 10 сентября 1983 года его приговорили к 10-ти годам лишения свободы. В заключении Клейменов провел около 6-ти лет, а затем был освобожден по состоянию здоровья; в 1990 году он умер от инфаркта.

Теплоход Александр Суворов, Катастрофа-5

Судьба теплохода

После аварии теплоход был отбуксирован на судоремонтный завод в Измаиле, где его полностью восстановили. Он был передан в собственность Волжского объединенного речного пароходства. В 2008 году теплоход на переходе из Москвы в Тверь снова попал в аварию. Во время прохождения шлюза корабль получил подводную пробоину и не смог продолжать рейс. К счастью, обошлось без пострадавших. Туристов были вынуждены возвращать в Москву на автобусах.

В 1999 году в память о трагедии в Ульяновске был установлен крест, а через 9 лет – памятный знак в виде фрагмента мостового пролета.

Суворов Александр Александрович

Суворов Александр Александрович

Александр Суворов родился в 1977 году в Новосибирске.

Образование

Окончил Физический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ) по направлению «Физико-техническая информатика».

Карьера

У Александра за плечами опыт работы в крупных технологических компаниях, таких как IBM East Europe/Asia Ltd., Sun Microsystems, Inc., APC (EMEA) Ltd.

Отвечал за развитие бизнеса корпорации Oracle в финансовом секторе.

Занимал в Softline Group должность руководителя группы развития бизнеса Oracle в Центральном федеральном округе и СНГ.

Александр Суворов с 1998 года работает в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, в том числе с 2016 года — в Konica Minolta Business Solutions Russia на позиции директора по региональному развитию.

2019: Президент и гендиректор Konica Minolta Business Solutions Russia

14 октября 2019 года TAdviser стало известно, что Konica Minolta Business Solutions Russia объявила о назначении Александра Суворова на пост президента и генерального директора Konica Minolta в России и Казахстане. К исполнению своих должностных обязанностей он приступил 11 октября 2019 года. Ключевыми задачами Александра Суворова станут дальнейшая реализация стратегии цифровой трансформации и окончательный переход компании к роли ИТ-провайдера полного цикла на динамично изменяющемся рынке.

На своем посту Александр Суворов планирует укреплять позиции компании на рынках офисной печати и производительных решений, а также продолжать развитие направлений индустриальной печати, услуг аутсорсинга инфраструктуры печати и ИТ-аутсорсинга, автоматизации документооборота, маркетинговых сервисов, решений в области безопасности и интеллектуального видеонаблюдения Mobotix.

Штурман погиб, сердце капитана не выдержало

Находившийся в рубке штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков погиб. Капитану Владимиру Клейменову дали 10 лет тюрьмы. Ему 5 июня надо было выходить на дежурство в 24 часа, и поэтому капитан в момент крушения находился у себя в каюте. Из отмеренного судом срока Клейменов отсидел немногим больше половины, его досрочно освободили из-за гипертонии. Спустя 7 лет после той страшной ночи сердце капитана не выдержало.

Читайте так же:
Можно ли изготавливать ножи самому

Поскольку в советское время о катастрофе было мало что известно, ходили слухи, что столкновение «Суворова» с мостом спланировали западные спецслужбы, якобы снимки теплохода после аварии, попавшие впоследствии в зарубежные СМИ, были сделаны со спутника. Но реального подтверждения этим домыслам нет, они легко опровергаются при внимательном изучении опубликованных на сегодняшний день документов – фото делались для следственного эксперимента советскими правоохранительными органами.

«Суворов» у нас проездом. Москва не является конечным пунктом круиза, хотя приобрести данный круиз по частям – только до Москвы или из Москвы, возможно. 2 июня в 11:00 он прибыл в столицу, а 3 июня в 19:30 отправится в рейс. В отличии от майского показа "Фрунзе", сегодня столичная общественность не проявила большого интереса. На экскурсию пришло всего 10 человек. С информационными стендами на теплоходе полный порядок. Есть не только фотографии руководящего состава, но даже фото администраторов и артбригады. Такое я у водохода вижу впервые. Экскурсию проводил администратор Дмитрий. Данный теплоход не относится к дорогим и роскошным. На «Суворове» всего одна каюта «Люкс», одна «Полулюкс», а остальные 20 одноместных кают, 37 двухместных одноярусных, 62 двухместных двухъярусных и 27 трехместных двухъярусных кают. Обстановка кают на теплоходе также небогатая – холодильники и телевизоры имеются только в люксе и полулюксе. Показ теплохода начали с осмотра. медпункта на носу главной палубы. И опять таки, среди моих экскурсий, медпункт показывают впервые. В носовой части главной палубы не все каюты туристические, некоторые являются служебными. К примеру, в каюте рядом с медпунктом проживает судовой врач. Мы заглянули в пару трёхместных кают №152, 153. На теплоходе имеется цветовая дифференциация стен в зависимости от номера палубы. Так на главной палубе стены имеют голубую раскраску, на средней — жёлто-зелёную, на шлюпочной — розовую. Кают на экскурсии нам показали не мало, но в основном одинакового типа. Люкс и полулюкс оказались заняты. На корме глафной палубы расположен ресторан "Онега". Форма и размеры его стандартные крокодильские, т.е. маленькие.


Медпункт теплохода на носу главной палубы


Трёхместная каюта (верхняя полка сложена) №153 на главной палубе


Туалет каюты №153


Трёхместная каюта (верхняя полка сложена) №152 на главной палубе


Туалет каюты №152


Гладильная комната на главной палубе


Изгиб коридора на главной палубе в кормовой части


Лестничная площадка на корме главной палубы, направо — коридор к ресторану "Онега"


Главная палуба, левый борт, вид в сторону носа


Главная палуба, левый борт, вид в сторону кормы


Ресторан "Онега" на корме главной палубы

Почему в Европе Суворова прозвали «глотка» и другие малоизвестные факты о великом полководце

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Стремительная военная карьера, несмотря на немилость Павла I

Военная карьера Суворова развивалась стремительно. /Фото: culture.ru

Отцом будущего полководца был генерал Василий Суворов, который приходился крестником самому Петру I. Александр появился на свет в Москве, 24 ноября и получил свое имя в честь Александра Невского. Еще маленьким мальчиком Сашенька активно интересовался военным делом, а когда подрос, поступил в Семеновский полк. Хотя здоровье у него было не слишком хорошее.

Читайте так же:
Наждачная лента для шлифмашины своими руками

Суворов участвовал в Семилетней войне, защищая российские города и крепости. Когда Александру исполнилось 32 года, он получил звание полковника. Екатерина II очень ценила военные успехи этого человека. Достаточно быстро он стал генерал-фельдмаршалом. Его громкие победы при Рымнике (1789 год) и штурм крепости Измаил (1790) навсегда останутся в военной истории России.

Когда к власти пришел Павел I, ситуация немного изменилась — Суворов попал в немилость. Но император все же прекрасно понимал, что сравниться в военном деле с Александром Васильевичем не может никто. Потому он сменил гнев на милость, сделал Суворова генералиссимусом и подарил княжеский титул. Кстати, за свою жизнь полководец «накопил» немало титулов, некоторые были достаточно интересными. Например, его называли князем Италийским, генерал-фельдмаршалом Священной Римской империи, графом Суворовым-Рымникским, грандом Сардинского королевства.

Европа о «чудовище Суворове»

В Европе Суворову приписывалась ужасная жестокость. /Фото: encyclopedia.mil.ru

В России Суворова уважали. Этого нельзя было сказать о Европе. Там на полководца нападали, критиковали и обвиняли в разных грехах. Историки утверждают, что это было вызвано завистью и страхом. Когда в 1800 году в Амстердаме и Париже вышла книга о Суворове, в ней военный получил звания «чудовище» и «воинственный варвар». Авторы писали, что этому человеку свойственна врожденная злоба и свирепость, называли его генералом-показушником. Однако яркость и достойность его побед признавалась.

Австрийцы критиковали военную тактику Суворова, не соответствующую признанным канонам. Говорили, что он некомпетентен, а побеждал случайно. Единственное, что нравилось европейцам — это уважительное отношение к местным обычаям и властям, пресечение Суворовым попыток воровства и мародерства.

Был ли Суворов жесток: о штурме Праги

Во время штурма Праги Суворов отдал приказ о неприкосновенности женщин и безоружных. /Фото: 1.bp.blogspot.com

Обвинения в жестокости в адрес Суворова стали появляться в большом количестве после штурма Праги в 1794 году. Это было правобережное предместье Варшавы, которое находилось в осаде до момента появления Суворова. Полководцу такой вариант был не по душе, и он приказал перейти к решительному наступлению. К тому же русские солдаты желали отомстить за погибших друзей —в боях в начале польского восстания сложили головы около четырех тысяч соотечественников.

Суворов знал, как настроены солдаты. Именно поэтому им был издан приказ, запрещающий проникновение в жилища местных жителей, а также декларирующий неприкосновенность безоружных и женщин. Полководец пообещал защиту жителям Польши, которые придут к лагерю русских.

Но поляки сопротивлялись отчаянно и пощады не просили. Штурм Праги впоследствии сравнивали со взятием Измаила. Прагу удалось взять, но потери были впечатляющими: было ранено примерно 2 тысячи русских солдат и 13 тысяч поляков, а погибло 10 тысяч повстанцев Польши и порядка 500 русских. После этого Варшава капитулировала без боя, а генерал Суворов получил сувенирный ключ с надписью: «Избавитель Варшавы», а также отведал польского хлеба с солью.

Как появилось прозвище «генерал-глотка» и были ли обвинения европейцев обоснованными

В Европе Суворова прозвали «генерал глотка». /Фото: i.ytimg.com

После взятия Праги и капитуляции Варшавы Речь Посполитая перестала быть опасным врагом России. Европа бурлила, имя Суворова было на устах, но не хвалебные слова говорили о нем и писали в газетах, а критиковали и присваивали обидные прозвища, например, «кровожадное чудовище». Появилось большое количество карикатур.

Самая известная из них принадлежит шотландцу Исааку Крушенку. Он заметил, что фамилия Суворов «Suwarrow» похожа на слово «swallow», которое с английского переводится, как глотать. Потому художник поспешил нарисовать полководца с огромным ртом, в котором барахтаются солдаты. Отсюда и пошло прозвищ «генерал Глотка». По Европе стали расходиться графические отпечатки этой карикатуры.

Читайте так же:
Ремонт краскопульта электрического своими руками

Чуть позднее художник-карикатурист Джеймс Гилрей также нарисовал Суворова. Он изобразил его страшным агрессором с окровавленной саблей. Штурм Праги, кстати, в Европе называли «пражской резней», а Суворова и его солдат — безжалостными убийцами.

Были ли обоснованными такие обвинения? Согласно исследованиям, нет. Наоборот, генерал беспокоился о местных жителях, этим, например, объяснялся его приказ о разрушении мостов через Вислу. Это было сделано для того, чтобы бои не перешли в Варшаву, увеличив количество пострадавших. По этой же причине были возведены заслоны на пути к столице. Суворов запретил своим солдатам мстить варшавянам за гибель соотечественников. Большое количество жителей Варшавы после капитуляции получили свободу. Для сравнения, по исследованиям польский генерал Вавжецкий не разрешил населению Праги перед боем покидать свои жилища, хотя они очень просили. Вот тут и возникает вопрос, кто же был «кровожадным чудовищем»?

Личность же генералиссимуса была очень яркой. Он не ужинал, и на балу наказал самого Потёмкина.

Сражение при Нови

Битва при Нови вошла в историю как крупнейшее сражение между русско-австрийскими войсками под командованием Александра Васильевича и французской армией во время Итальянского похода Суворова. Сражение при Нови продолжалось 15 часов. Потери союзных войск составили 6000 человек (1300 убитыми и 4700 раненными). Русские войска потеряли убитыми и раненными около 2000 человек. На поле боя союзники захватили 39 пушек из 40. Северная Италия была освобождена от французов.

В письме адмиралу Фёдору Ушакову Суворов писал:

«Я спешу сообщить Вашему Превосходительству о сильном поражении неприятеля. 4/15 сего месяца показался он на хребтах гор около Нови, состоявший в 37 000 человеках, и выстроился в боевой порядок, имея с левой стороны за собой Гавию, а правым крылом простирался к Серавалле. В таком положении он был атакован, совершенно разбит и обращен в бегство. Урон его простирается, по признанию самих французов, до 20 000 человек».

Завершение военной карьеры

памятник Суворову в Альпах

После прихода к власти Павла 1, генерал Суворов оказался в немилости у руководителей страны, из-за того, что не одобрял меры управления войсками Павла 1. За это Суворов был «сослан» в Новгородскую губернию, где пробыл до начала 1799 года, когда Павел 1, под давлением союзников, доверил генералу руководить русскими войсками в итальянском и швейцарском походах.

В западных походах Суворов сумел проявить свои самые лучшие качества. Поход начался в 1799 году и завершился в начале 1800 года. В этом походе Суворов проявил весь свой гений. Он с честью преодолел все трудности и сумел возвратиться с армией домой, прославив русское оружие по всей Европе. По возвращению из Швейцарского похода Суворову было присвоено звание генералиссимуса. Однако, тяжелый западный поход чеьезно подкосил здоровье полководца. Он был уже стар, и такой сложный поход пагубно сказался на здоровье этого великого человека. 18 мая 1800 года Суворов умер.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector