Um7.ru

Аренда стройтехники
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция по намотке трансформаторов своими руками

Инструкция по намотке трансформаторов своими руками

  • 24-12-2014
  • 21
  • 2949

Намотка трансформаторов своими руками – та задача, с которой рано или поздно сталкивается любой радиолюбитель. Если уж не с нуля изготавливать новый, то радикально переделывать старый трансформатор вам придется наверняка. Дело это не сложное, но длительное, однообразное и требующее постоянного внимания.

Схема намотки сварочного трансформатора

Схема намотки сварочного трансформатора.

Тем не менее задача эта вполне выполнима даже для неопытного радиолюбителя: изготовление тороидального трансформатора едва ли будет ему под силу, но прибор более традиционного типа сделать удастся наверняка.

Метод работы намоточного станка

Станок для намотки – востребованное оборудование, с помощью которого наматывают трансформаторные однослойные и многослойные катушки цилиндрического типа и всевозможные дроссели. Намоточное устройство равномерно распределяет проволоку обмотки с определенным уровнем натяжения. Оно бывает ручным и автоматическим, и работает по такому принципу:

Намоточный станок своими руками с натяжением

  • Вращение рукоятки задает намотку проводки или кабеля на каркас катушки. Она служит основанием изделия и надевается на специальный вал.
  • Проволока перемещается горизонтально благодаря направляющему элементу укладчика.
  • Количество витков определяют специальные счетчики. В самодельных конструкциях эту роль может выполнять велосипедный спидометр или магнитно-герконовый датчик.

Ручной прибор для укладки провода довольно примитивный, поэтому редко применяются на производстве.

Намоточный станок на механическом приводе позволяет выполнять сложную обмотку:

Он функционирует с помощью электрического двигателя, который задает движение промежуточного вала с использованием ременной передачи и трехступенчатых шкивов. Большую роль при этом играет фрикционная муфта сцепления. Благодаря ей станок работает плавно, без толчков и обрывов проволоки. Шпиндель с закрепленной оправой, на которую надета катушка, производит запуск счетчика. Намоточный станок настраивается с помощью винта под любую ширину катушечного каркаса.

Читать также: Погружная мини пила с шиной направляющей

Современные модели оснащены цифровым оборудованием. Они работают посредством специально заданной программы, которая хранит информацию в запоминающем устройстве. Значение длины и диаметра провода позволяет точно определить точку пересечения линий.

Читайте так же:
Собственная пивоварня как бизнес



  • Главная страница
  • Содержание
  • Контакты
  • Наш канал на YouTube

Фотоприложение к самодельному намоточному станку

Д ополнение к намоточному станку.
Станок с укладчиком и счетчиком предназначен для намотки катушек силовых выходных и других трансформаторов проводом виток к витку.
Рабочая ось, на которую монтируется каркас наматываемой катушки, изготовлена из цельнометаллического прудка, который изогнут в форме рукоятки и на нем выполнена нарезка резьбы М6, форма и размеры оси зависят от габаритов станка. Две стяжные прямоугольные пластины, с помощью которых каркас катушки фиксируется на оси, можно изготовить из 3 мм. листовой стали.

В центре пластин сверлится отверстие и нарезается резьба М6. В моей конструкции использованы готовые пластины с резьбой, которые применяются при сборке мебели. Можно также использовать обычные гайки с шайбами, но затягивать их руками будет неудобно.

Направляющая ось изготовлена из строительного 200 мм. гвоздя, на котором также сделана нарезка резьбы М6. Необходимо качественно нарезать резьбу, чтобы кромки не выкрашивались, тогда в будущем при перемещении гайки-ползунка по оси не будет заедания и рывков. С одной стороны оси просверлено боковое отверстие под шплинт, с помощью которого фиксируется большой шкив, а с другой стороны он поджимается контргайкой.
Для изготовления поводка укладчика, который будет перемещаться по направляющей оси, я использовал деталь от старого разобранного топливного насоса, (рычаг с балансиром) от ВАЗ-2101, который случайно попался мне на глаза и хорошо подошел для моей самоделки. Внутрь этой детали я установил шестигранную гайку с резьбой М6 (получилась каретка ползунок), а также просверлил дополнительное отверстие, в которое затем вставил подходящую пластиковую втулку. Через эту втулку проходит натянутый наматываемый провод, тем самым втулка защищает провод от перетирания и повреждения эмалированного покрытия. Будет лучше, вообще изменить этот узел и вместо втулки установить вращающееся колесико-блок (небольшой пластмассовый шкив), по канавке которого будет проходить укладываемый провод. Как изготовить ползунок для укладчика самостоятельно, описано здесь.
Устройство (рычаг с пружиной) предназначено для торможения подаваемой катушки. Катушка при прекращении намотки должна сразу останавливаться, чтобы не было провисания и ослабления провода. На рычаг надет отрезок поливинилхлоридной трубочки для лучшего и тихого сцепления. Также с помощью этого узла можно регулировать натяжения наматываемого провода, если изменять жесткость пружины.
В конструкции использованы два шкива и резиновый ремень (пассик) от старой вышедшей из строя бытовой техники, это может быть проигрыватель, магнитофон, прялка, швейная машина. В таких устройствах всегда можно найти указанные выше детали. Малый и большой шкив подбираются экспериментально, так как укладка виток к витку зависит от диаметра наматываемого провода, если шаг передачи выбран удачно, то провод будет ложиться очень плотно. Можно использовать несколько сменных шкивов разного диаметра под определенное сечение провода. Малый шкив изготовлен из металла, он имеет боковое отверстие с резьбой под винт, с помощью которого фиксируется на рабочей оси.
Для подсчета количества уложенных витков, был применен механический счетчик от кассетного магнитофона. Расположить счетчик можно в любом удобном месте. Привод и способ крепления любой, главное чтобы количество оборотов наматываемой катушки совпадало с показаниями на счетчике. В качестве привода я использовал отрезок резиновой трубки, а для крепления механизма счетчика стальную шпильку с резьбой М3. Этот способ показался мне самым простым и удобным.
Фанерные (квадратные и зигзагообразные) шайбы толщиной 10 мм. имеют отверстие в центре для установки на рабочую ось где с помощью металлических пластин с резьбой плотно стягиваются с оправкой и придают хорошую жесткость картонному каркасу. При намотке провод не распирает боковые стенки каркаса и не проваливается между витками. В зависимости от установки ремня меняется направление вращения оси, что в свою очередь изменяет и направление движения каретки укладчика.

Читайте так же:
Типы генераторов переменного тока


Видеоролик, намоточный станок в работе

Статья из старого журнала, где описывалась простая конструкция станочка, также предназначенного для рядовой намотки различных катушек, 1953г.

Сборка электродвигателя

Чтобы собрать двигатель следует поставить ротор на место и наживить необходимое количество болтов. Все крепления ставить не нужно, собираем для замера токов в цепи.

Замерять токи каждой фазы необходимо прибором «токовые клещи». Токи должны быть равны по трём фазам и соответствовать табличным данным.

После проведения испытаний вращения двигателя и проверки работы на холостом ходу, разбираем мотор снова.

Производим покрытие статора лаком. Когда пропитались обмотки и заполнились все пустоты, статор размещают в подвешенном состоянии на длительное время. Лишний лак должен стечь и высохнуть в течение 3 часов на открытом воздухе. Можно просушить покрытые детали в печи.

Просушив двигатель, проводим сборку электродвигателя, проверяем ещё раз сопротивление изоляции. Затем осуществляем проверку токов на холостом ходу.

  1. Не рекомендуется перемотанный двигатель сразу включать в полное напряжение. Сначала подвергают запуск через трансформатор — понижающий. Электродвигатель должен слабо начать вращение, отсутствие дыма и запахов подгорания свидетельствует об исправной работе.
  2. Если замечены какие-то отклонения в работе, следует выявить причину на неработающем моторе. Только после этого повторив проверку при помощи трансформатора, следует включать на полное напряжение.

В итоге получили перемотанный электродвигатель.

Рекомендации специалистов по перемотке

  • При определении неисправности двигателя необходимо помнить, что в довольно в частых случаях, когда сопротивление изоляции упало и имеет какие-то малые значения, двигатели достаточно очистить от грязи и просушить от накопленной влаги применяя печку, называемой «тепловой пушкой».
  • В редких случаях возможен ремонт старой изоляции: если произошло короткое замыкание из-за вибрации и место соприкосновения под фланцами. Поможет зачистка изоляции, её восстановление и залить лаком.
  • При прозвонке установлено межвитковое замыкание? Сопротивление одной обмотки ниже чем других. Определяется омметром. Можно попытаться определить нужный виток. Для этого придётся перекусывать провода между витками и определять сопротивление каждого.
  • В редких случаях можно извлечь испорченный виток, заменить на новый, спаять концы и проверить на стенде. Такие же шаги можно использовать при коротком замыкании.
  • Перематывать виток на шаблон необходимо равномерно, заполняя провод к проводу, без перекосов, без нахлестов, согласно размерам статора. Иначе есть риск при сборке не вставить ротор. Сечение и марка проводов должно соответствовать оригиналу.
Читайте так же:
Плетение из резиночек на рогатке фигурки животных

Далее, следует залить обмотку специальным лаком. Обязательно перед заливкой надо проверить вращение двигателя с помощью трансформатора. Потом под полным напряжением. Эта проверка исключит возможность испорченного материала.

Использование поверенных приборов для определения параметров двигателя: сопротивления и тока холостого хода. При проверке в схеме питания двигателя должна стоять исправная защита, настроенная выше двух третьих номинального тока.

Проблема размотки проводов и кабелей

Скорее всего, вы как-то связаны с электромонтажом и понимаете проблему размотки кабелей и бухт проводов, которые продаются длинной и по 500 метров.

Большинство специалистов разматывают провода вручную – а это очень трудоёмкий и время затратный процесс.

Поэтому профессионалы свих отраслей используют специальные приспособления для раскатки проводов и кабелей.

Широкую популярность добыли устройства компании Uniroller.

Однако данные приспособления имеют большую стоимость, и многие специалисты не могут себе их позволить.

Следовательно, стали популярны различные самодельные конструкции для размотки кабелей и проводов, которые к тому же изготавливаются всего за 30 минут от силы и не менее эффективны, чем те же фабричные от Uniroller.

Поэтому ниже я хочу вам рассказать про три вида самодельных разматывателей проводов и кабелей.

Особенности применения намоточных станков

намоточный станок

Конструкции намоточных станков предусматривают вращение каркаса будущей катушки одновременно с оправкой, благодаря чему провод равномерно укладывается по конструктивной части будущего изделия. В процессе выполнения обмоток обязательно используется счетчик витков для намоточного станка. Специальная станочная оправка регулирует натяжение витков в соответствии с требуемыми пределами упругой деформации используемого провода.

Намоточные станки в своей работе используют два способа действия: механизированный или ручной. Ручной станок, в котором отсутствует механический привод, использует ручной труд человека. Вращение привода катушечных каркасов происходит в нём ручным способом или посредством ножных педалей. На крупных электротехнических предприятиях настольные ручные намоточные станки почти не используются, так как получить с их помощью высокую производительность труда и выполнить значительный объём работ невозможно. Другое дело – механические намоточные станки, которые работают от электрического привода. Они способны выполнять обмотки любой сложности с высоким качеством витковой укладки проводов. С их помощью выполняются рядовые, перекрёстные и тороидальные обмотки устройств.

Читайте так же:
Польская антенна своими руками

двигатель намоточного станка

Привод этого оборудования осуществляется от электрического двигателя намоточного станка, в большинстве случаев приводящего во вращение промежуточный вал, связанный с ним ремённой трёхступенчатой передачей. Включение и отключение процесса намотки выполняется с помощью фрикционной муфты сцепления, расположенной на ремённом валу. Сцепление позволяет без толчков и рывком плавно выключить намоточный станок, полностью исключая при этом перетяжку или обрыв обмоточного провода. От электродвигателя через зубчатую передачу приводится в действие и шпиндель станка, на котором крепится каркас будущего многовиткового элемента. Шпиндель при вращении также приводит в действие счётчик витков, а специальная деталь – водило – укладывает витки обмотки ровными слоями.

Важно обращать внимание на согласование отдельных частей каркаса. При сборке не по типу замок изменить ничего не будет возможно. Придется выкинуть устройства, так как повторное нанесение клея не гарантирует отличный результат. После сборки каркас обрабатывают бакелитовым или клеящим лаком. Можно пропитать специальным лаком с церезином или головаксом.

Наматывают на катушку провода, затем устанавливают клеммы уже после полной пропитки лаком и окончательной сушки. Выводы и отводы делают поводом немного с большим сечением. Подойдет провод с изоляцией многожильный, лучше применять цветные маркировки.

Катушка зажимается между щеками, шпилька монтируется в конусах. Намоточное оборудование устанавливается как минимум на один метр. Станок вращается так, что провод ложился сверху, левой рукой придерживать по направлению. Клеммы монтируются после изоляции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector